знание-как и знание-что

знание-как и знание-что
        «ЗНАНИЕ-КАК» И «ЗНАНИЕ-ЧТО» (Knowing-how и Knowing-that) — эпистемологические понятия, служащие для обозначения и разграничения теоретического и практического знания. Предложены в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна и детально разработаны в трудах его последователей: Остина, Райла, Хэмпшира, Вайсмана и др.
        Лингвистическая философия, в которой возникли эти понятия, выступает против философии логического анализа, сводящей познание к теоретическим высказыванием на идеальном языке науки. Рассматривая вопрос о достоверности, Витгенштейн считает недостаточным доказать предположение; необходимо еще указать, каким образом мы к нему пришли. Райл называет З.-к. практическим, до-теоретическим знанием, которое коренится в установлениях обыденного языка. З.-к. связывается с особыми «разумными» действиями мышления, противопоставленными «интеллектуальным» действиям, направленным на установление сущности. Остин, дополняя учение Райла, вводит понятие «факт-что» как предмет З.-к. Нельзя высказаться о факте вообще; необходимо указать, какую роль играет именно этот факт в соответствующем языке. Таким образом, введение понятие З.-к. направлено на доказательство центрального тезиса лингвистической философии о приоритете обыденного языка. Применительно к науке, лингвистические философы устанавливают производный, зависимый характер теоретического знания.
        Введение этих понятий в эпистемологию позволило ввести новый вид мышления — практическое мышление, по-новому связав эмпирическое и теоретическое знание. Практика рассматривается не только как совокупность физических, технических или социальных действий, но также как выработка определенной языковой стратегии объяснения, часто требующей освоения, а не доказательства. Однако эта эпистемологическая позиция оказалась односторонней, поскольку не может доказать тезис о тотальном сведении З.-ч. к З.-к., теоретического языка науки — к повседневному языковомуупотреблению. Это привело к тому, что уже в 1970-е тезис о приоритете З.-к. был отвергнут, а сама проблема стала классическим вопросом эпистемологии.
        СВ. Никоненко

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "знание-как и знание-что" в других словарях:

  • ЗНАНИЕ, ДЕКЛАРАТИВНОЕ — Знание о мире, которое может быть представлено как осознанно известное, фактическое знание. То есть знание, которое человек может декларировать; например, роза – вид цветка . Гильберт Райль любил обозначать это фразой знание, что... . Также… …   Толковый словарь по психологии

  • Знание “как” — процедурное (см.) знание, то есть знание того, как именно делать что либо …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • как нельзя лучше — Неизм. Очень хорошо, прекрасно, отлично (употребляется для обозначения высшей степени проявления какого либо действия, состояния). С глаг. несов. и сов. вида: как? как нельзя лучше делать, понимать, подходить, понять, подойти…; работы, дела,… …   Учебный фразеологический словарь

  • ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ —         скрытое, молчаливое, имплицитное (от лат. implicite в скрытом виде, неявно; противоположное explicite), периферийное в отличие от центрального, или фокального, т.е. находящегося в фокусе сознания. Эмпирич. базис личностного молчаливого… …   Энциклопедия культурологии

  • ЗНАНИЕ — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к. л. знаковой форме. Стремление понять, что такое З. и чем оно отличается от др. продуктов человеческого сознания, характерно уже для философов античности, которые поставили и пытались …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… …   Философская энциклопедия

  • знание — в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Знание в социальном мире —         «ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ» книга Элвина Голдмана, представителя нормативистского направления в социальной эпистемологии (Goldman Alvin I. Knowledge in a Social World. Oxford, N.Y., 2003. 407 с). Состоит из трех частей и 11 глав. Голдман… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЗНАНИЕ ЖИВОЕ — (англ. living knowledge) понятие «З. ж.» в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914, 1922), С. Л. Франк (1915, 1917, 1923). Такое знание м. б. как до теоретическим, до научным, так и пост теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»